Банк перечислил, а поставщик не получил: кто вернет деньги?

Кредитование 03.07.2017 Александра Санкт Петербург

Здравствуйте! Через банк была осуществлена оплата товара от частного лица для ООО. На следующий день у банка отозвали лицензию, платёж не был проведён. ООО требует повторную оплату, т.к. не видит денег на своём счету. Банк отказывает мне в работе с претензией и в постатановке меня в реестр кредиторов, т.к. передо мной все обязательства выполнены. А ООО даже после предоставления мною платежных док-тов отвечают: «Денег на нашем счету нет, вы свои обязательства не выполнили, нам все равно». Даже после многократного обращения в АСВ , и конкретно конкурсному управляющему никто никаких действий предпринимать не планирует. Насколько мне известно, срок давности по таким делам - 1 год. Остался 1 месяц, подскажите, что делать?! P.S. Я являюсь ИП , но переводила деньги, как частное лицо, банально из-за того, что не успевала в окошко для Юр.лиц. Переводила так раз 100.. и вот на 101-на тебе.

Ответы Юристов

1

Наталья Трунова

22.08.2017

Здравствуйте. Если по исполненному банком переводу плательщика деньги не дошли до получателя другого банка, то перевод надо искать. Искать не дошедший платёж может как отправитель перевода, так и получатель. Но лучше, если поиском средств занимается отправитель средств, т.е. плательщик. Еще раз убедитесь, что при заполнении поручения банку на перевод денег вы не допустили ошибок в реквизитах получателя, а затем начинайте действовать.

Бывает так, что переводы с банковских счетов клиентов осуществляются банками на основании распоряжений о переводе денежных средств (сокращённо — распоряжение), составляемых клиентами — плательщиками. При оформлении переводов часто встречаются такие ситуации, когда:

Распоряжение плательщика о переводе средств банком отправителя исполнено, т.е. средства со счета списаны, через корсчёт банка проведены, а до получателя деньги не дошли;

Плательщик принимает решение отменить своё распоряжение о переводе средства, но деньги банком уже со счёта списаны и возможно даже проведены через корсчёт;

В этих случаях возникает естественный вопрос, можно ли вернуть деньги, если распоряжение отправителя перевода средств банком уже исполнено? Да, деньги вернуть можно, но только в следующих случаях:

1. До наступления безотзывности перевода:

В пункте 2.14 Положения ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. N 383 «О правилах осуществления перевода денежных средств» оговаривается, что безотзывность перевода денежных средств наступает с момента зачисления перевода на счёт получателя. Следовательно, с оформлением отзыва перевода надо торопиться.

Отзыв распоряжения отправителя перевода осуществляется на основании заявления об отзыве (в электронном виде или на бумажном носителе), представленного в банк, что также оговорено пунктом 2.14 Положения ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. N 383. Обязательно получите официальный документ с датой приёма заявления на отзыв перевода. К заявлению стоит приложить копию одного из документов, подтверждающих оформление перевода и списание средств со счёта:

Платёжное поручение с отметкой банка о дате исполнения распоряжения на перевод;
Заверенная банком выписка о списании средств со счета.

Иногда складывается такая ситуация, когда деньги до получателя, счёт которого в другом банке, не дошли, но работники банка не очень хотят заниматься оформлением запросов и поиском перевода. Вместо этого банк пытается отправить в банк получателя самого клиента/отправителя перевода — для самостоятельного поиска своего перевода, выдав ему справку о зачислении перевода на корреспондентский счёт банка получателя. На это соглашаться ни в коем случае нельзя, так как поиск перевода может и должен осуществлять только банк отправителя средств, принявший и исполнивший распоряжение на проведение перевода.

Так как Вы не являетесь доверенным лицом получателя средств, то в предоставлении какой – либо информации по зачислению средств на счёт получателя банк получателя вам откажет, ссылаясь на банковскую тайну, и он будет прав, а вы только упустите время. (Часть 2, Статья 857 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ и статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1).

2. При зачислении перевода не тому клиенту:

Банком (получателя или отправителя) допущена ошибка, и перевод зачислен не тому клиенту, который указал отправитель в своём распоряжении на перевод. В этом случае виновным в допущенной ошибке является Банк, он и обязан самостоятельно урегулировать вопрос по возврату средств со счета ошибочного клиента, но отправителю перевода средства должны быть возвращены без задержки. При задержке возврата средств, клиент имеет право предъявить банку претензию на возмещение всех понесённых убытков.

Так как это важно, что в момент формирования в системе «Сбербанк Онлайн» платёжного документа/распоряжения на перевод денег надо обязательно перепроверять данные получателя денег на предмет правильности их заполнения. Связываетесь с получателем, перепроверяете реквизиты, затем проверяете их заполнение в сформированном документе и только после этого производите оплату. Это избавит вас от проблем при оформлении заявления на возврат перевода.


Ответ юриста был полезен?

Не нашли что искали?

Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним и решим ваш юридический вопрос