У вас есть вопрос?

Отправьте ваш вопрос или получите консультацию по телефону

consultant

Списание просроченной дебиторской задолженности (образец приказа)

Ежегодно предприятия, перед сдачей годового баланса, осуществляют инвентаризацию, по итогам которой выявляют просроченные долги. Курирующие службы организации обязаны вести учет проблемной задолженности, претензионную работу, контролировать сроки возникновения, динамику погашения.

Если долги отнесены к категории безнадежных, то нужно провести списание просроченной дебиторской задолженности в установленном порядке,  в противном случае, понадобятся  услуги по закрытию бизнеса. Какие суммы относить к проблемным долгам? Как правильно их аннулировать? — расскажут консультанты сайта 33urista.ru.

Что такое дебиторская задолженность?

Так именуют долги контрагентов предприятию за выполненные им работы (услуги) и (или) реализованные товары. Если есть уверенность в том, что должник не рассчитается с организацией или срок исковой давности по возврату истек, то задолженность переходит в разряд «безнадежной», то есть невозможной к взысканию.

Списание дебиторской задолженности

В чем состоят риски просроченной задолженности?

От размера долгов зависят результаты хозяйственной деятельности предприятия. Благодаря невозврату денег снижается оборот капитала, появляется дефицит ресурсов для расчетов с работниками, кредиторами, по налоговым и другим обязательным платежам в казну.

Высокий уровень просроченной задолженности влечет отказ в банковском заимствовании, поскольку свидетельствует о слабой платежной дисциплине контрагентов, некачественной экспертизе договоров, угрозе невыполнения предприятием обязательств по договорам.

Важно регулярно просматривать состояние дебиторской задолженности, проводить анализ и принимать необходимые меры по ее уменьшению и (или) списанию.

Как правильно списать просроченную дебиторскую задолженность?

Механизм процедуры регламентирован Положением по ведению бухучета и бухотчетности в РФ. Нормативный акт утвержден приказом МФ РФ от 29.07.98 N 34н.

Из-за нецелесообразности дальнейшего отражения просроченных средств на счетах предприятия, они подлежат списанию двумя способами: путем отнесения на финансовый результат (тем самым уменьшая его) и в счет резервного фонда (запаса, создаваемого для покрытия сомнительных долгов).

Причины для аннулирования просроченной задолженности:

  1. Минование давностного срока— временного промежутка, в течение которого в судебном порядке предъявляются претензии о возврате долга. Он составляет три года согласно статье 196 ГК РФ.
  2. Ликвидация предприятия—должника.
  3. Исключение предприятия—должника из ЕГРЮЛ по причине отсутствия деятельности.
  4. Возврат исполнительного листа в связи с невозможностью взыскания. Если должник не обладает средствами и активами, реализовав которые можно погасить задолженность, то судебный пристав прекращает производство по делу.

Каков порядок аннулирования?

Документальное списание просроченной дебиторской задолженности заключается в следующем:

  1. Руководитель предприятия выносит приказ о проведении инвентаризации. В нем указываются состав комиссии, ответственные лица и сроки процедуры.
  1. Инвентаризационная комиссия проводит проверку финансово-учетной и договорной документации.

Долги с истекшим давностным сроком выявляются отдельно по каждому обязательству. Процесс составления договора занимает разные сроки исполнения. Если в документе отсутствует указание на дату оплаты средств, то обязательство должно быть исполнено в течение 7 дней с момента отправки претензии должнику. По истечении указанного времени начинает течь давностный срок.

  1. По итогам проверки составляются: инвентаризационный акт расчетов с контрагентами-дебиторами и справка к нему с указанием счетов.
  1. Руководитель предприятия издает приказ о проведении аннулирования сомнительных к взысканию долгов. Образец приказа о списании просроченной дебиторской задолженности доступен на сайте ресурса.
  1. О том, как списать просроченную дебиторскую задолженность, какие документы служат основанием, изложено в пунктах 77 и 78 Положения. К последним относятся инвентаризационный акт, приказ об аннулировании, письменное обоснование, претензии, бумаги, подтверждающие возникновение и размер задолженности (договоры, ордера, платежные поручения, приемо-сдаточные материалы, акты сверок и т. д.).
  2. Ответственные лица составляют акт списания просроченных долгов, утверждаемый затем приказом руководителя.

Когда по итогам осуществленных мероприятий была документально выявлена и списана истекшая задолженность, предстоит правильно отразить это в бухгалтерском и налоговом учете.

Списание просроченной задолженности

Как провести списание просроченной дебиторской задолженности - проводки

Есть два пути решения проблемы: погашение долга за счет средств резервного фонда или отнесение его на расходы.

При наличии резервного фонда сомнительной задолженности в бухгалтерском учете осуществляется проводка – списание просроченной суммы с Кт 62 на Дт 63. Основанием будет служить бухгалтерская справка и договор. После этого сумму относят на счет 007.

Если резервный фонд отсутствует (его недостаточно), необходима проводка с Кт 62 на Дт 91.2. В случае наличия у одного и того же контрагента дебиторского и кредиторского долга, требуется предварительное проведение взаимозачета. Лишь после этого возможно списание безнадежной задолженности, если она не погашена кредиторской.

Если были заложены средства в резервный фонд предприятия, то они идут на покрытие убытков на основании статьи 266 Налогового кодекса. При нехватке резервных сумм безнадежный долг относят на внереализационные расходы, так происходит списание просроченной дебиторской задолженности. 

При отсутствии запасов по сомнительной задолженности, убытки включаются во внереализационные затраты. При этом списание осуществляется в налоговом периоде, на который приходится сам факт, служащий основанием (истечение давностного срока, исключение регистрационной записи о должнике, получение постановления судебного пристава о прекращении исполнительного производства). В результате убыточной деятельности руководители часто принимают решение о реорганизации юридического лица.

Наличие дебиторской задолженности — привычное явление на предприятии, но необходимо работать над ее сокращением, в том числе путем правильного отражения в бухгалтерском и налоговом учете. В противном случае главная цель коммерческой организации, заключающаяся в получении прибыли, не будет достигнута.

Если у вас остались вопросы, вы сможете задать их консультантам сайта «33Юриста.ру». Специалисты подскажут, как правильно составить приказ о списании просроченной дебиторской задолженности, ниже добавлена приблизительная форма приказа.

Не можете ждать?
Звоните бесплатно:
96% успешных дел Профессиональные юристы Абсолютно БЕСПЛАТНО

возможно вам будет интересно

Актуальные вопросы

не нашли что искали?

Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним и решим ваш юридический вопрос